| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эксперные системы распознавания химических веществ в электронных таблицах
Экспертные системы распознавания химических веществ
Цель урока : Обучающая: 1. Научить строить модель распознавания химических веществ. 2. Формировать представление учащихся о моделировании как основном методе познания; 3. Закрепить навык работы в электронных таблицах Excel; Воспитательная: 4. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета. Развивающая: 5. Развивать у учащихся умения анализировать, выделять существенные признаки и свойства объектов. Ход урока. 1. Организационный момент 2. Объяснение нового материала. Профессиональные экспертные системы — это интеллектуальные программы, способные делать логические выводы на основе знаний из конкретной предметной области, обеспечивающие решение диагностических задач и способные заменить специалиста (эксперта). Профессиональные экспертные системы имеют довольно сложную структуру и состоят обычно из нескольких компонентов (модулей): • механизма представления знаний в конкретной предметной области (базы знаний); • механизма, который на основании знаний, имеющихся в базе знаний, способен делать логические выводы (механизма логического вывода); • пользовательского интерфейса ведения диалога «экспертная система — пользователь»; • механизма получения знаний от эксперта; этот механизм позволяет дополнять и развивать базу знаний (модуль приобретения знаний); • механизма, дающего комментарии и разъяснения найденного решения (модуля советов и объяснений). Простейшие модели экспертных систем, учебные экспертные системы способны «решать» гораздо более простые задачи и, естественно, имеют намного более простую структуру. В школьном курсе встречается достаточно много учебных ситуаций, когда ученик выступает в роли эксперта и должен распознать (идентифицировать) тот или иной объект. Обычно такие задачи выполняются учеником методом проб и ошибок, без осознания и фиксации стратегии поиска. Создание учебной экспертной системы как раз и является осознанием и фиксацией последовательности рассуждений (действий), которая приводит к распознаванию того или иного объекта среди некоторой совокупности.
В качестве примера рассмотрим лабораторную работу по химии «Распознавание химических удобрений». На уроке химии вы, совместно с учителем, провели серию опытов. Результаты оформили в виде таблицы.
Стратегия поиска может быть представлена в виде дерева поиска на основе структуры «если...то...иначе», причем может быть множество различных деревьев с различным количеством шагов. Выбор оптимальной стратегии распознавания (достижения цели за минимальное число шагов) и будет являться созданием учебной экспертной системы. Такая стратегия будет реализована, если каждый шаг будет максимально уменьшать неопределенность (нести максимальное количество информации). Формальная модель.
1. Оформите таблицу в соответствии с рис. 1
2. В ячейку В15 ввести формулу (в одну строку и без пробелов):
=ЕСЛИ((C6=1)*(C7=1);"Аммиачная селитра"; ЕСЛИ((C6=1)*(C7=2);"Натриевая селитра"; ЕСЛИ((C6=2)*(C8=1)*(C7=1);"Сульфат аммония"; ЕСЛИ((C6=2)*(C8=1)*(C7=2);"Суперфосфат"; ЕСЛИ((C6=2)*(C8=2)*(C9=1);"Сильвинит"; ЕСЛИ((C6=2)*(C8=2)*(C9=2);"Калийная соль"; "Обратите внимание если да то введите - 1, если нет тогда - 2"))))))
3. Введите ответы на поставленные вопросы, обращая внимание на то что если на ответ на вопрос – нет – тогда в ячейку введите 2, если – да – тогда – 1. 4. Проверьте правильность введенной вами формулы проведя процедуру распознавания для каждого вещества.
Литература: Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10-11 кл. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |